В октябре 1944 года в Москву прилетел Черчиль для координации стратегических программ.
Зашла там речь о послевоенном устройстве Южной Европы, Польши и возможных действиях на Дальнем Востоке.
Во время первой беседы со Сталиным, в ночь на 9 октября, в присутствии Молотова и Идена, Черчилль,..., высказал свое предложение. О том, что произошло потом, а это произошло быстро, нельзя рассказать лучше, чем словами самого Черчилля.
Черчиль:
«Момент благоприятствовал ведению дел, поэтому я предложил: „Давайте уладим наши дела на Балканах. Ваши войска стоят в Румынии и в Болгарии. У нас там имеются интересы, миссии и агенты. Не будем действовать наперекор друг другу в мелочах. В том, что касается Британии и России, как вы посмотрите на то, чтобы иметь превосходство в девяносто процентов в Румынии, а мы девяносто процентов влияния в Греции, в Югославии же поделить наше влияние пополам?“ Пока мои слова переводили, я написал на половинке листка бумаги:
„Румыния: Россия – 90 %, остальные – 10 %;
Греция: Великобритания (в согласии с США) – 90 %, Россия – 10 %;
Югославия: 50–50 %;
Венгрия: 50–50 %;
Болгария: Россия – 75 %, остальные – 25 %“.
Я пододвинул листок Сталину, который к тому времени уже выслушал перевод. Наступила короткая пауза.
Затем он взял синий карандаш, нарисовал на листке большую галочку и протянул его обратно нам. На решение вопроса потребовалось не больше времени, чем на то, чтобы сесть.
Конечно, мы долго и тревожно обсуждали наши точки зрения и обговаривали только вопросы, непосредственно относящиеся к военному времени. Все более важные вопросы были оставлены обеими сторонами до той поры, когда мы, как надеялись, соберемся за мирным столом по окончании войны.
После этого воцарилась долгая тишина. В середине стола лежала исписанная карандашом бумага.
В конце концов я сказал: „Не может ли показаться несколько циничным, что мы так грубо решаем вопросы, столь роковые для миллионов людей? Давайте сожжем бумагу“.
„Нет, сохраните ее“, – сказал Сталин».
Понятно, что Сталина не устраивало то, как предлагалось "поделить Европу". Не буду вдаваться в реальную историю, хотя это очень интересно - вот ссылка - почитайте на досуге - http://www.libros.am/book/read/id/30...go-oni-dobilis
Польский вопрос встал еще более остро. Несмотря на якобы решенный предварительно вопрос по границам и Польше, президент США высказался об отрицательном отношении американского правительства к решению территориальных вопросов до окончания войны; Сталин и Черчилль договорились относительно линии Керзона без его участия; он, президент, ясно дал понять свое неудовольствие по этому поводу и что придет время, и он поможет Польше сохранить Львов, Дрогобыч и Тернополь, а также получить Восточную Пруссию, в том числе Кенигсберг, и Силезию.
Эта информация конечно же дошла до Сталина, что не могло не заботить последнего...
И здесь в середине октября 1944 года с Советским Союзом через Национальный Комитет "Свободная Германия" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная_Германия ), а вернее через его отделение "Союз Германских Офицеров" приходит сообщение об уже проведенных переговорах между новым правительством Германского Республиканского Союза и представителями западных держав (Англия и США). И даже тот факт, что США и Англия поставили ультимамтум (и какой!!!) новой Германии.
Сталин был в ярости. Такой поворот событий он предполагал. Но Сталин не думал, что все будет вестись одновременно и за его спиной.
Сталин в срочном порядке собирает высших чинов Советского Государства и вырабатывает ответ на предложение о мире со стороны Новой Германии.
Общее предложение сводилось к следующему:
1. Германия отводит свои вооруженные силы на линию обозначенную на карте красной разграничительной линией, оставляя тяжелое вооружение в местах нынешней дислокации (танки, артиллерию и авиацию)
2. Войска СССР продвигаются до линии разграничения и остаются в полной боевой готовности до полной уверенности в добрососедских отношений со строны Германии.
3. Германия передает все военные и научно-технические технологии по перспективным вооружениям СССР (включая авиацию, ракетное вооружение, радиолакоционные разработки и прочее) и оставляет своих наблюдателей и специалистов на важные оборонные объекты Германии.
4. Германия возвращает все то, что принадлежало СССР до июня 1941 года + передает в качестве репараций 30% от партийной "кассы".
5. Германия возвращает всех советских пленных, и оплачивает их лечение и реабилитацию.
6. Германия не претендует на обмен пленными, и пленные германские военослужащие остаются на территории СССР до окончания сроков наказания.
Если эти пункты устраивают Германию, то можно приступать к деталям договора о мире.
Текст предварительного соглашения был утвержден на секретном совещании в Москве - 30 октября 1944 года.
Письмо в Германию поручили передать человеку, с которым стал бы разговаривать любой немец - генерал-фельдмаршалу Фридриху Паулюсу, видному деятелю Союза Германских Офицеров.
У Германии появилась надежда на мир на востоке...