почему движки дымили в войну, основная проблема была в том что в ту пору были очень плохие воздушные фильтры, а СССР на тот момент имела 30% дорог с покрытием типа асфальт или булыжник, остальное грунт, который при 25-30 жары превращался в пыль, фильтры быстро забивались, многие их просто выбрасывали и ездили без них, в итоге абразив налипал на масляную пленку цилиндро-поршневой группы и шкурил цилиндры, да и маслосъемные колпачки были не то что щас тоже ходили не долго, масел хороших не было, было одно которое бодяжили солярой! это все описано в книге Г.Гаудериана, как после 100 км марша ремонтники разбирали головки у пз 4 и шкуркой снимали налет пыли с цилиндров, т.к. мощность падала вдвое, естественно маслице при таких делах кушалось на равне с бензином вот вам и дымец сизый! у дизелей в основном или сизый(износ колец) или черный(неправильная регулировка топливного насоса, а правильно его отрегулировать могли только механики заводов, процедура непростая, поэтому обычно ездят так).