Набросал махонькую статейку , относящуюся к этому проекту , может кому интересно будет.

Немного о 4БО.

Начав думать о покраске своего первого русского танка я наткнулся на интересный и отчаянный холивар.
В связи с этим - дисклеймер : данное мнение является частным и не ставит целью задеть чувства верующих в "пресвятойединыйвсепогосту 4БО" .

Холивар уже многие годы крутится вокруг оттенка краски 4БО - "зелененького" в который красили танки и большинство военного имущества в годы войны (о послевоенных оттенках речь не виду , там свои тараканы). В ход идут ГОСТы , контрольные выкраски заводов 80-ти летней давности , детали танков и снаряжения , сохранившие цвет с войны. В споры ввязываются даже производители красок , производящие , по их уверениям "единственно верный 4БО". Есть даже люди , говорящие о том , что может существовать целых ДВА(!!!) оттенка данной краски периода войны.
Другая сторона говорит , что 4БО это вообще любой зеленый и нечего тут втирать про госты и прочее , умные , мол , все стали.

Само первое , на что мы должны обратить внимание , это форма краски. ГОСТ поведает нам , что это "масляная краска густотертая" , собственно , в таком виде в войска оно и поставлялось. Это форма , в которой сейчас ... да и всегда , идут краски для художников в тюбиках. Запомнили.

О составе мы знаем следующее (по состоянию на военное время) :
1.Окись хрома -3части
2.Охра -8 частей
3.Крон оранжевый -1 часть.

Этой информации , а также учебника по технологии живописи 30-50-х годов нам хватит для ответа на суперхоливарный вопрос.

Самой мутной для нас является оранжевый крон. Собственно , ввиду его свойств его уже не используют . Краска с посредственной светостойкостью , но , что главное , даже в промышленных условиях современности не получающая единого оттенка при производстве. Цвета от красно-оранжевого до грязно-коричневого.

По технологическим причинам получить единый оттенок окиси хрома до недавнего времени не получалось . Слишком сильно оттенок зависел от качества исходного материала и очистки конечного продукта. Цвет от ярко-зеленого до темно-зеленого. Светостойкий.

И самая понятная , как казалось в начале , краска - охра ... Категорию охр , используемых в 4БО уточнили только в конце 50-х годов до "охра светлая". В военное время она шла без уточнения. Цвет от коричнево-серого до ярко желтого . Данный пигмент является натуральным и , как у всего натурального , его свойства крайне разнятся и мало поддаются изменению. Качество охры в то время оценивалось по принципу "чем желтее , тем качественнее ". В России того времени нет источников хороших охр , все они расположены на юге , в кавказских республиках. Этот факт заставляет задуматься , а уж не изменился ли оттенок основного компонента краски с потерей юга в 41-42 ?

А теперь вернемся к началу : форе краски. пигменты охры и окиси хрома сильно различаются как по дисперсности , так и по весу. В густотертой форме краска еще сохраняет некий ... кхм ... единый оттенок.
Но в войсках ее разводят олифой в бочке , перемешивая , грубо говоря , палкой , и наносят кистью. Попробуйте провести эксперимент - смешайте из таких пигментов смесь , разбавьте олифой и оставьте на , ну , скажем , 10 минут. Краска расслоится. Стало быть , даже покрашенные из одной бочки танки имели разный оттенок от более зеленого в начале бочки , до почти желтого в конце.

Крон краска свинцовая и быстро выпадает на дно бочки.

Вывод : 4БО - желтая "охристая" краска с зеленым оттенком разной интенсивности. Из-за разброса в цвете охр и наличия крона имеет некий коричневатый (оливковый) оттенок , зависящий от качества крона и окиси хрома.
Чего быть не может - холодного оттенка "синеватости" , "зеленочности" и бледности , т.к. основные компоненты почти (на протяжении , по крайней мере нескольких десятков лет) не выгорают . Т.е. высветлять данную краску следует , кроме более светлого , еще и более теплым тоном.