4 мая 1945 года.

Парад в Берлина 4 мая 1945 года.





Победители!



4 мая командование 1-го Украинского фронта издало директиву о начале Пражской операции.

Войска, стремительно наступая, должны были разгромить Дрезденско-Горлицкую группировку противника. На 6-й день военных действий танковым армиям предстояло овладеть столицей Чехословакии – Прагой. Определялась и дата операции – 7 мая.

Войска 2-го Белорусского фронта, наступая севернее города Штетин, переправились через пролив и захватили плацдарм на острове Волин. Немцы, стараясь отбросить советские подразделения, предприняли 11 контратак, но вынуждены были сдаться, и Красная Армия заняла город Волин.

В этот же день, 4 мая 1945 года:

Германия

В бою под городом Потсдам погиб Герой Советского Союза лейтенант Василий Михайлович Никитин. Он заслужил это высокое звание в январских боях севернее Варшавы – одним из первых в полку под сильным огнем противника командир с пулеметным взводом переправился через Вислу. Преодолев проволочные заграждения, бойцы овладели траншеей и уничтожили вражеский дзот, давая возможность переправиться своим товарищам из полка. Получить свою высокую награду лейтенант Никитин не успел.

Балтийское море

Авиация Краснознаменного Балтийского флота потопила 2 немецких миноносца, вспомогательный крейсер "Орион", транспорт "Оснабрюк" и другой транспорт противника.

Голландия

Командующий немецкими военно-морскими силами, адмирал Фон Фридебург повторно прибыл в штаб британского фельдмаршала Монтгомери. На этот раз он предлагал капитуляцию всех немецких войск в северной Германии, Голландии и Дании. К вечеру были подписаны документы о тактической капитуляции, вступающей в силу 5 мая.

Окинава (Япония)

На рассвете японская авиация возобновила налеты на американские корабли. 4 самолета камикадзе протаранили эсминец "Морис". 154 члена экипажа погибли вместе с кораблем, затонувшим в течение 8 минут.

Самолеты-снаряды, пилотируемые камикадзе, нанесли поражающие удары еще по одному эсминцу – легкому крейсеру "Бирмингем" и авианосцу "Сэндамон". Во время этого налета самолеты американской авиации и зенитная артиллерия сбили 131 самолет противника.

Курляндия



Пьянящий запах близкой Победы…

Военные сводки газеты «Уральский Рабочий» в эти дни идут по нисходящей. Это касается и номера за 4 мая 1945 года.

Сообщается о массовой сдаче пленных на всех фронтах, наступательные действия Красная армия ведет только в Чехословакии, силами 4-го Украинского фронта.

Пьянящий запах совсем близкой Победы витает над страницами «Уральского Рабочего»: на 1-й странице — торжественная речь начальника Генерального штаба генерала армии А. Антонова, выступление В. Молотова на пленарном заседании конференции Объединенных Наций. Тональность номера – почти что уже послевоенная.
Но есть информационная «струйка» иного характера – и она вновь отсылает читателя на берега Балтийского моря. Это сводки о занятии войсками 2-го и 3-го Белорусских фронтов ряда населенных пунктов на побережье (Кальберг, Лип, Кайзерхоф, Бад Доберан, Нойбуков, Мейенбург, Притцвальк, Перле-берг). И о налетах авиации Балтийского флота на немецкие военные объекты. Эти крупицы чисто военной информации заставляют нас вспомнить драматичные эпизоды борьбы на Балтике. Это — эпопея в Курляндии.

Курляндия – приморская Латвия (с городами Юрмала, Лиепая и Вентспилс). Когда Красная армия осенью 1944 года очистила от германских войск Прибалтику, немцы сумели закрепиться в Курляндии. Для них это была не совсем «чужая» земля: в Курляндии существовало хорошо известное в истории немецкое независимое княжество, оно было включено в состав Российской империи только Екатериной II, со столицей в городе Митава (ныне – Елгава). В русской истории курляндские реалии появляются неоднократно — достаточно вспомнить Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Бирона.

В «курляндском котле» оказалась вся группа армий «Север»: впрочем, «котлом» это называть неточно – немцы, опираясь на порты побережья, имели свободное морское сообщение с рейхом до самого окончания боевых действий (даже домой на Новый год в шахматном порядке съездили). Ликвидацию прижатой к морю группировки сталинская Ставка поручила войскам 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов.

Собственно, прорываться по суше она могла только в глубь Латвии – но это было форменное самоубийство, путь в никуда: окруженные гитлеровцы как раз могли чувствовать себя в безопасности только за линией своих укреплений, сделанных с немецкой обстоятельностью. Выбраться морем «курляндцы» тоже не могли – потому, что весь военный и гражданский флот рейха в то время был задействован на вывозе беженцев из Восточной Пруссии. Да и Гитлер настрого запретил группе «Север» эвакуироваться.

И все же войскам Прибалтийских фронтов был дан приказ штурмовать. Битва прекратилась совершенно внезапно – 9 мая, когда немцы вдруг, никем не понуждаемые, выбросили белые флаги. Оказывается, они, в этот день получили от своего командования известие о капитуляции Германии. Отдельные соединения группы «Север» продолжали сражаться еще и до 15 мая – только в этот день в Курляндии смолкли последние выстрелы.